Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации работы с орфографическим правилом на уроках русского языка в начальной школе 5
1.1 Цели и задачи обучения орфографии 5
1.2 Особенности формирования орфографических навыков у обучающихся 8
1.3 Способы организации работы с орфографическим правилом на уроках русского языка 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 14
Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время наблюдается повышенные требования к знаниям обучающихся. Развитие у последних речевой культуры и языковой грамотности достаточно сложный процесс, особенно в начальной школе.
Изучение младшими школьниками русского языка начинается с основ: текст, предложение, части речи и части слова.
В Федеральном государственном стандарте начального образования (далее ФГОС НОО) отмечается, что в результате обучения у школьников должно сформироваться положительное отношение к правильной устной и письменной речи и нормам русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические) [12, c. 11].
Как показывает практика, усвоение теоретического материала курса русского языка вызывает у учащихся некоторые затруднения. Одна из причин в том, что материал представлен в большом объёме. Причём его нужно не, только усвоить, но и применить на практике. Объём этот определён Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).
В начальной школе правописание должно включать следующие навыки:
- находит выученные орфографические слова, писать правильно с выученными орфографическими словами;
- проверить и объяснить написания;
- искать и исправлять орфографические ошибки;
- писать правильно слова с непроверенной орфограммой [2, c. 47].
Одной из основных задач обучения русскому языку младших школьников в современных школах является формирование орфографической грамотности. Это один из компонентов общеязыковой культуры, обеспечивающий точность взаимопонимания в мышлении и общении. Проблемы с орфографической грамотностью у детей младшего школьного возраста давно известны, и поиск решений продолжается.
Современная методика обучения орфографии опирается на положение о целесообразности сознательного усвоения правописания, обоснование которого отражено в трудах Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, Н. С. Рождественского и др. Особенности усвоения грамотного письма изучались методистом М. Р. Львовым, Т Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик и др.
Многочисленные исследования подчеркивают отсутствие у современных школьников орфографической грамотности. А ведь орфография является «ядром» всего русского языка. Выяснять причины данного явления довольно сложно: они могут быть вызваны индивидуальными, психологическими, социальными особенностями личности. Но нашего внимания заслуживает иное представление решения данной проблемы – реорганизация методического компонента, т.е. совершенствование процесса обучения орфографии в начальной школе.
Актуальность данной темы исследования складывается из противоречий между:
- необходимостью формирования навыков орфографических навыков у обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО и недостаточным уровнем сформированности данных навыков у младших школьников;
- широкой географией научных исследований в области методики формирования орфографических навыков у обучающихся и недостаточной методической организацией данного процесса в процессе обучения русского языку в начальной школе.
Таким образом, возникает проблема исследования, сформированная в виде вопроса: каковы способы работы с орфографическим правилом на уроках русского языка в начальной школе?
Цель исследования – рассмотреть способы работы с орфографическим правилом на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования – процесс развития орфографических навыков у обучающихся начальной школы.
Предмет исследования – способы работы с орфографическим правилом на уроках русского языка в начальной школе
Задачи исследования:
1. Рассмотреть цели и задачи обучения орфографии в начальной школе;
2. Выделить особенности формирования орфографических навыков у обучающихся начальной школы;
3. Описать способы работы с орфографическим правилом на уроках русского языка в начальной школе.
Методами исследования, используемыми в работе, являются сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение научно, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова // Начальная школа , 2019. - №1.- С. 24.
2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе:Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений / А.В. Белошистая. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2014. - 400 с.
4. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа.–1976. – № 4 – С.17.
5. Граник, Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности / Г. Г. Граник // Вопросы психологии. – 1995. – № 3 – С. 35.
6. Иванова, В.Ф. Современная русская орфография: учеб. пособие / В.Ф. Иванова. – М.: Высшая школа, 1991 – 192 с.
7. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие / Л.Д. Мали. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. 220 с.
8. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. – М.: Юрайт, 2016. - 255 с.
9. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - СПб: Специальная литература, 2007. - 68 с.
10. Подзорова, С.В. Формирование грамматических (языковых) понятий младших школьников как основа развития метапредметных действий / С.В. Подзорова // ЦИТИСЭ. - 2019. - №3 (12). - С. 26-39.
11. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в школе / Н.С. Рождественский. – М.: Владос, 1992. – 280 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2017. - 29 с.